Главная > Дороги > Как дорога до никополя

Как дорога до никополя

1006 км за 2 дня, или непутевые заметки о поездке в Одессу. Часть 1. Запорожье - Одесса


Собственно, ехать туда я совершенно не собирался, но с месяц назад меня посетила мысль, что давненько я никуда не выбирался.
Что вам сказать, мечтайте осторожнее - мечты имеют привычку сбываться в самый неожиданный момент. Вот так и у меня: вдруг оказалось, что  надо прилично поколесить по стране.
Эту поездку навязали мне клиенты, с которыми мы уже работаем пол года, а тут вдруг им "захотелось посмотреть в мои честные глаза" (С), к чему бы это... Выяснилось по приезду, но обо всем по порядку. В свете намечающейся поездки, дражайшей супруге было предложено сбежать в пятницу с работы и устроить себе уикенд в Одессе.
Посмотрев расписанее поездов - ужаснулся: поездом 500 км от Запорожья до Одессы преодолеваются в течение 16 (!!!) часов. Нафиг-нафиг. В автобусах не могу ездить по причине роста, длины ног и проблемного позвоночника. Осталось выдвигаться на машине. Заодно и испытаем тушканчика на дальних перегонах.
В свете ночевки в Одессе пробежался в сети по сайтам гостиниц, и взгляд почему-то остановился на "Гостинном Дворике" - маленькой частной гостинице в самом центре города, со вполне приемлемыми ценами и наличием вай-фая.
Учитывая то, что в Одессе я был в последний раз лет 15 назад и не за рулем, обязанности штурмана были возложены на GPS-а, который, к чести своей, с ними очень неплохо справился.
Итак, маршрут проложен: Запорожье - Марганец - Никополь - Херсон - Николаев - Одесса. Протяженность 490 км. Расчетное время прибытия - 14-00 (так как встреча назначена на 15-00). Еще один совет, никогда не ставьте GPS-у задачу проложить КОРОТКИЙ маршрут. В этом случае он его прокладывает по таким буеракам, что и сам уже не рад. Прикинув расстояние и время прибытия выезд запланирован на 6-00, но как всегда спать хотелось просто зверски, и выехать раньше чем в 6-45, ну никак не получилось.
Из полусонного города выбрались быстро и без проблем выехали на трассу, которая оказалась весьма загруженной. В попутном направлении то и дело попадались то автобусы то фуры. В результате движение получилось очень рваным со множеством обгонов. На свободных участках удавалось ускорится до 120 км/ч, но в этом случае тушкан начинал в полной мере оправдывать свою кличку: То подпрыгивал в воздух, то припадал к земле, то рыскал из стороны в сторону... В общем, аэродинамика тушкана явно не предрасполагает  к высоким скоростям, впрочем, равно как и дороги.
До Никополя добрались без приключений, пару раз оказывалось, что карта не совсем актуальна, и развязки сделаны несколько иначе, но дорога вскоре находилась и мы продолжали двигаться вперед. Сам Никополь проехали тоже без особых происшествий, правда там на основной дороге через город свили гнезда обладатели  оранжевых жилетов, и стали рыть дорогу, то тут, то там. Весна, однако...
Херсон мы благополучно обошли стороной, по объездной дороге, и направились на Николаев.
На подъезде к Николаеву случился небольшой конфуз: GPS уп*** пытался завернуть нас в сторону Николаева, а я видя указатели на Одессу мужественно сопротивлялся. А зря. Сначала мы поплутали по каким-то пригородным селам, а потом оказались в натуральной пробке. Поворот налево с второстепенной дороги, на котором скопилось 2 десятка фур. В итоге потеряли там минут 15 времени. Надо было через город ехать, как советовал штурман.
После Николаева одесская трасса выглядит очень приятно, много участков с 4-рядным движением, и есть 6-рядные участки, что позволило наверстать время.
На выезде из Николаева порадовал гаишник. Это чудо природы попытался, простите, поковыряться в носу, не выпуская жезла из той же руки... В итоге он привлек внимание всех проезжающих, пытающихся понять, кому же он машет, а после понимания ситуации вызывал дикий хохот.
Вообще, любители полосатых палочек не сильно зверствовали, а об их берлогах и засадах заблаговременно предупреждали встречные машины.
В Одессу мы въехали около 14-00 и еще пол часа добирались до гостиницы. Сначала мы ее даже проскочили, так как она оказалась не на улице, а во дворе.
Итого, на дорогу было потрачено 8 часов, расход топлива составил 9.1 л/100км.
На этом историю поездки прерываю. Продолжение и фотоотчет следуют :)

Tags: Как, дорога, до, никополя

То ли кроты её поели, то ли Лангольеры... А может я на Марсе ?! Нет !!! Это дорога которая начинается от Запорожс...

Состояние трассы Р-73 Н-08 Никополь отзывы ...

Разбитая дорога Днепропетровск-Никополь - YouTube

Эммаус-Никополь.


Оригинал взят у bukvoed в Эммаус-Никополь.

(Круглый двухсотый фотоотчёт. Между тем список кандидатов на отчитывание по прежнему подавляет - одни только Иерусалим и Акко чего стоят... Блин, во что я так легкомысленно ввязался ?)
В стародавние времена в стратегической точке на западной окраине иудейских холмов, неподалёку от перекрёстка дорог, одна из которых соединяла центр Иудеи с побережьем, был населённый пункт с целебным источником; пункт назывался Хамат или (если по-арамейски) Хамта или (в греческой транскрипции) Эммаус. Впервые селение упоминается в первой Книге Маккавеев, в описании победы Иуды над армией селевкидов:
Лисий избрал Птоломея, сына Дорименова, и Никанора и Горгия, мужей сильных из друзей царя, и послал с ними сорок тысяч мужей и семь тысяч всадников, чтобы идти в землю Иудейскую и разорить ее по слову царя. Они отправились со всем войском своим и, придя, расположились на равнине близ Еммаума
...
И взял Горгий пять тысяч мужей и тысячу отборных всадников, и двинулось ополчение ночью, чтобы напасть на ополчение Иудеев и поразить их внезапно, а жившие в крепости служили ему проводниками. И услышал Иуда, и выступил сам и храбрые мужи, чтобы поразить войско царя в Еммауме, доколе силы неприятельские были еще в отдаленности от стана. И пришел Горгий в стан Иуды ночью, и никого не нашел, и искал их по горам, ибо говорил: они бегут от нас. Но с рассветом дня Иуда явился на равнине с тремя тысячами мужей... Иноплеменники, подняв глаза свои, увидели, что идут против них, и вышли из стана на сражение, а бывшие с Иудою затрубили, и сошлись, и разбиты были язычники, и побежали на равнину, а все остальные пали от меча; и преследовали их до Газера и до равнин Идумеи, Азота и Иамнии, и пали из них до трех тысяч мужей. И возвратился Иуда и войско его от преследования их и сказал народу: не бросайтесь на добычу, ибо война еще предстоит нам; Горгий и войско его на горе близ нас; станьте теперь против врагов наших и сражайтесь с ними, а после смело возьмете добычу. Когда еще говорил это Иуда, показалась некоторая толпа, выступавшая с горы. И увидел он, что их обратили в бегство и жгут лагерь... Когда они увидели это, очень испугались; увидев же и войско Иуды на равнине, готовое к сражению, все побежали в землю иноплеменников.
Впоследствии Эммаус вновь оказался под селевкидским контролем, и согласно тому же источнику военачальник Вакхид построил там крепость; вероятно, речь идёт об укреплениях на Тель Экед, чуть к востоку. В начале римского периода объект процветал; по Плинию и Флавию он служил центром одного из примерно десятка округов-топархий Иудеи. Бывали, однако, и чёрные полосы. Так, после покушения на Цезаря один из лидеров заговора, Гай Кассий Лонгин, прибыл в Сирию собирать средства на вооружённую борьбу за власть; вероятно, не все пожелали платить, поскольку в итоге "Кассий лишил самостоятельности четыре города; наиболее могущественными из них были Гофна и Эммаус; другими же двумя являлись Лидда и Фамна.". После поражения Кассия восточная часть империи досталась Марку Антонию, и "первосвященник Гиркан и весь народ [иудейский] отправили к нему посольство с поручением вручить ему золотой венец и с просьбой издать указ, в силу которого были бы отпущены на свободу по отдельным эпархиям все неправильно захваченные Кассием в плен иудеи и им была бы возвращена земельная собственность, которой они были лишены во времена Кассия"; так Антоний и поступил. Позже в ходе разборок между Иродом (которого поддерживали римляне) и Антигоном (поддержаным парфянами) римский офицер Махер, пребывая в скверном расположении духа, устроил небольшой погром: "двинулся назад к городу Эммаусу и в гневе на постигшую его неудачу стал избивать всех попадавшихся ему по пути иудеев, невзирая на то, враждебны ли они или дружественны ему". В 4 году до нашей эры Ирод скончался и наступило очередное смутное время:
Иудея была полна разбойничьих шаек. Где только ни собиралась толпа недовольных, она тотчас выбирала себе царя, на общую гибель. Правда эти цари наносили римлянам незначительный вред, зато свирепствовали среди своих собственных единоплеменников.
Среди претендентов на заполнение вакуума власти был некто Афронг:
Как он сам, так и его братья сильно вредили своей жестокостью римлянам и царским войскам, питая как к тем, так и к другим сильную ненависть: последних они ненавидели за надменность при жизни Ирода, римлян же за те обиды, которые они, по их мнению, наносили им. С течением времени озлобленность их росла все более и более. Никому, кто попадался им в руки, уже не было спасения, либо вследствие их корыстолюбия, либо вследствие их любви к убийствам. Однажды они напали близ Эммауса на когорту римлян, которая везла войску хлеб в оружие. Окружив римский отряд, они закидали дротиками начальника его, Ария, и сорок лучших его пехотинцев. Испугавшись этого поражения, остальные римляне спаслись бегством...
Римский наместник в Сирии Публий Квинтилий Вар, естественно, отправился принуждать бурлящую Иудею к миру, и в процессе принуждения "по приказанию Вара, желавшего устроить нечто вроде искупительной жертвы в память павших воинов, был подожжен и Эммаус; жители, впрочем, успели вовремя покинуть этот город".
Всё тот же Флавий несколько раз упоминает Эммаус в контексте Великого Восстания; например Веспасиан "построил здесь сильно укрепленный лагерь, в котором оставил пятый легион". Археологи подтверждают - да мол, есть поблизости могилы солдат данного легиона. Согласно Мидраш Раба, во время Восстания Бар Кохбы в Эммаусе снова стоял римский гарнизон: "Проклятый Адриан поставил три гарнизона - в Хамте, в Кфар Лекатия и в Бэйт Эле в Иудее. Oн сказал: тот, кто убежит от одного из них, будет пойман другим". Археологи снова подтверждают и гарнизон (имеется камень с надписью Cohors VI Ulpia Petraeorum), и активность мятежников в окрестностях (пещеры-укрытия и в них наконечники стрел). И ещё одна любопытная еврейская цитата, из Авот рабби Натан:
...если бы все мудрецы Израиля были на одной чаше весов, палец рабби Элазара бен Араха перевесил бы их всех. Почему же он не стал знаменит своей учёностью ? Потому что когда вышли из Иерусалима каждый спросил, куда идти. Он сказал: "пойдём в Маус, красивый город со сладкой водой", и не стал знаменит учёностью. Но те, кто сказали "пойдём в Иамнию, где люди любят Тору и где много мудрецов", стали знамениты учёностью.
В 220/1 по просьбе "группы товарищей" император Гелиогабал даровал Эммаусу статус "полиса", соответствующие привилегии и название Никополь (или, согласно мнению меньшинства, утвердил уже данное кем-то ранее название). Впрочем, я забежал немного вперёд. При освещении дальнейшего развития событий не обойтись без евангелиста Луки и рассказанной им в главе 24 истории о том, что вскоре после казни Иисуса двое его последователей отправились из Иерусалима в Эммаус...
В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?
...
И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим...
Эммаус, поясняет на рубеже 3-4 веков Евсевий, это "Никополь, известный город в Палестине". Ему вторит Иероним сто лет спустя и добавляет, что дом Клеопы служит церковью. Но минуточку ! Римский стадий равен ста восьмидесяти пяти метрам. Стало быть, 60*185 даёт нам 11.1 км, тогда как расстояние от Иерусалима до Эммауса-Никополя почти втрое больше ! Получается, то ли у Луки ошибка, то ли традиция уже в первые триста лет христианства "перепрыгнула" с одного места на другое.
В пользу "неправильности" Никополя выдвигаются и дополнительные доводы. Во первых, из сопоставления евангелий следует, что Клеопа и его спутник (есть мнение, что им был сам Лука, из скромности не указавший своё имя) вернулись в Иерусалим в тот же день; итого выходит 320 стадий (или 60 км) по горам; не слишком ли ? Трудно, отвечают оппоненты, но возможно. Во вторых, Лука говорит о селении/деревне, а Эммаус-Никополь вроде город ? Но поди знай, в каком состоянии был этот город после разгрома, учинённого Варом. В третьих, у Флавия находим, что Веспасиан наделив 800 отличившихся солдат замлёй "в районе Аммауса, в 60 стадиях от Иерусалима". Ерунда, морщатся оппоненты, не иначе христианские переписчики Иосифа подогнали текст под евангелие.
В пользу ошибки в евангелии говорит во первых наличие немногочисленных экземпляров, в которых вместо 60 стадий указаны подходящие 160. Переписчики потеряли единицу - то ли случайно, то ли оттого что не верили в возможность пройти 320 стадий за день ? Или наоборот, кто-то (Ориген ?) добавил единицу с целью исправить предполагаемую ошибку - подогнать первоисточник под известное ему расстояние до Никополя ? Ну, тут можно долго голову ломать... Во-вторых, насколько можно судить, вплоть до крестовых походов только Никополь почитался как "тот самый" Эммаус; более того, неизвестен какой-либо другой Эммаус в окрестностях Иерусалима. Но с другой стороны, не странно ли, что историк-христианин Секст Юлий Африкан (возглавлявший делегацию к Гелиогабалу в начале 3-го века) и паломник из Бордо (проезжавший через Никополь в 333-м году) вроде бы понятия не имеют о традиции, идентифицирующей Никополь с Эммаусом Луки ?
Подытоживая два последних параграфа, сильнейшим доводом за Никополь является отсутствие других сильных кандидатов - мы не знаем ни про "лучше" расположенные Эммаусы (только про совсем неподходящие), ни про альтернативные античные традиции. Как уже говорилось выше, до-средневековые авторы однозначно придерживаются сказанного Евсевием, порой с новыми деталями. Вот например Созомен (5 век) рассказывает, как именно местный источник стал целебным:
Есть в Палестине город, ныне именуемый Никополь. Священное Писание говорит о деревне под названием Эммаус. Однако римляне, взявшие Иерусалим и победившие иудеев, назвали селение Никополь в память о своей великой победе. Перед этим городом, у пересечения трёх дорог - там было место, где Иисус проходил с Клеопой и его спутником после воскресения. Там есть родник Иисуса, вода которого излечивает не только болезни людей, но и болезни животных. Говорят, что когда Мессия был с учениками, однажды он сошёл с дороги и обмыл ноги в роднике, и с тех пор эта вода приобрела особое свойство избавлять людей и животных от всех болезней и страдания.
Феофан (8-9 век) добавляет, что услышав о чудесах, связанных с родником, Юлиан Отступник приказал его замуровать. Но я опять забегаю вперёд. Никополь благополучно дожил до седьмого века, но далее войны и случившаяся в 639 году эпидемия изрядно его подкосили. С тех пор на месте бывшего города существовала деревня Амвас или Имвас - тот же Хамат/Эммаус, но уже с арабским акцентом. Даниил (примерно 1106) и вовсе не обнаружил там признаков жизни:
А от Рамы к западу четыре версты до Ельмауса, где Христос в третий день по воскресении явился Луке и Клеопе, когда они шли из Иерусалима в село, и где ими узнан был Христос по преломлению хлеба. Здесь находилось то большое село. На том месте была построена церковь. Ныне же разорено все погаными, и село то Ельмаус пусто. А место, где оно было, в стороне от проходящей там дороги за горою; по правую руку, когда идешь от Иерусалима к Яффе.
Крестоносцы предпочли поверить не Евсевию, а Луке; и отмерив 60 стадий на запад от Иерусалима, прибыли в Карьет аль-Энаб (будущий Абу Гош), который и назначили "правильным" новозаветным Эммаусом. Позже другая традиция переместила Эммаус в эль-Кубейбе, к северо-западу от Иерусалима, тоже в 60 стадиях; этого последнего мнения до сих пор придерживаются францисканцы. Православных, кажется, эти новшества не затрагивали - Иоанн Фока в 1185 по прежнему размещает Эммаус в окрестностях Рамлы и Лода. Эти перемещения Эммауса в пространстве иной раз заставляют историков чесать репу. К примеру, в 1141 Роберт из Синджила сдал в аренду госпитальерам "terra de Emmaus". И где, спрашивается, искать эту землю - в Никополе (так считает Прингл) или в Карьет аль-Энаб (а так, емнимс, Элленблюм) ?
Примерно в 1334 рабби Ицхак Хело из Арагона оставляет нам следующие путевые заметки:
Из Иерусалима в Сареа, родину Самсона. Теперь это место называют Сура и показывают там могилу Самсона. Это большой старый монумент, украшенный ослиной челюстью, которой Самсон убивал филистимлян. Даше мы находим Эммаус, хорошо известный нашим мудрецам, благословенна их память. Теперь это не более чем бедная деревня, населённая немногочисленными ишмаильтянами, живущими в жалких хижинах. В Эммаусе есть древний монумент, говорят что это могила христианского дворянина, погибшего на войне с королём Персии. Из Эммауса мы попадаем в Гимзо, годину рабби Нахума...
Эдвард Робинсон, посетивший Имвас в середине 19 века, аналогично охарактеризовал его как "хутор, состоящий из нескольких жалких хижин", отметил руины церкви и вновь высказался за идентификацию с евангельским Эммаусом. Дополнительное подтверждение идентификации пришло в 1878 - Мариам Баоуарди, монахиня из ордена Босых Кармелиток, рассказала об откровении - что руины церкви в Имвасе суть то самое место, где воскресший Иисус преломил хлеб. Год спустя соответствующий участок был куплен у жителей деревни Бертой де Сен-Крик Дартиго и передан Кармелитскому женскому монастырю в Вифлееме. Около 1932 на холме выше руин построили здание; во Вторую Мировую в этом здании содержались интернированные немецкие граждане; а в 1948-1967 там же обитала миссия ООН. После шестидневной войны Имвас был разрушен, наряду с соседними деревнями Яло и Бейт Нуба. С 1993 участок арендует католическая община Блаженств.
Из археологов первым до объекта добрался Клермон-Ганно в 1874. В 1880-87 копал Гиймо (Joseph-Bernard Guillemot), в 1924-30 Винсен и Абель (Louis Hugues Vincent, Félix Marie Abel) из Французской Библейской школы Иерусалима, в 1978 кто-то из Тель-Авивского Университета, и в 1994-2002 Микко Лухивуори (Mikko Louhivuori) от Управления Древностей совместно с францисканцем Микеле Пичирилло (Michele Picirillo).

Церковь 5-6 веков, перестроенная крестоносцами в 12-м. Византийская была трёхнефной базиликой. Франки, видимо, застали её уже разрушенной, за исключением восточной стены с апсидами; и к центральной апсиде они пристроили прямоугольную структуру размером 23 на 12 метров. По некоторым сведениям, в конце 16 века здание ещё стояло и использовалось как мечеть, а в 17-м рухнуло.
Здесь был северный неф:
А здесь - южный:
Фасад:
"Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Красив этот христианский город.":
Интерьер:
По полом - остаток византийской церкви ?
Руины "северной базилики", 5-6 век:
Баптистерий, 5-6 век:
Мозаики, 5 век:
Дом епископа, 5-7 век; первый известный епископ Никополя, Пётр, отметился в 325-м году на Никейском соборе.
Пресс для изготовления оливкового масла:
Еврейская могила, 1 век:
Ещё могилы - 1 века и 3-4 века:
Современное здание:
С церковью:
И небольшим музеем:
Римский резервуар 1-3 веков:
Римский водопровод, ведущий к баням:
Бани находятся за пределами участка общины Блаженств, ближе к въезду в Парк Канада:
Вход:
Позднее мусульмане назначили здание "святилищем Абу Убайды" и приделали к наружной стене михраб. Где-то позади участка общины Блаженств есть ещё мавзолей Ибн Джебаля, но до него я (пока) не добрался.
Примыкающее мусульманское кладбище:
Фотографии из коллекции Мэтсона:
Фотографии: в picasa web albums
ГугльМэп местности.
Ссылки:
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A-K By Denys Pringle
Leisure, Pleasure and Healing: Spa Culture and Medicine in Ancient Eastern Mediterranean By Esti Dvorjetski
Later Biblical Researches in Palestine and the Adjacent Regions By Edward Robinson, Eli Smith
A Dictionary of Christ and the Gospels: Volume I (Part One -- Aaron - Excuse) By James Hastings
The Emmaus Mystery: Discovering Evidence for the Risen Christ By Carsten Peter Thiede
http://www.christusrex.org/www1/ofm/mad/discussion/069discuss.html
https://sites.google.com/site/emmausnicopolis/English
Отчёт ЖЖ-юзера m_k
Отчёт ЖЖ-юзера anno_nin
Отчёт ЖЖ-юзера marusya1961

Туристический форум - Дороги Украины - Днепропетровск - Новая ...

Итак выезжаем из Днепра по Запорожскому шоссе и едем до указателя поворота на Никополь. На этом участке (около 40 км) состояние ...

Как прошел «ревизионный» автопробег из Днепра до ...

Jun 22, 2015 - ... автопробег из Днепра до Одессы через Никополь — активисты ... Самым плохим участком дороги оказался путь из Кривого Рога в ...

Какая дорога на крым 2017
На каком расстоянии до скользкого участка дороги
Что из продуктов можно взять в дорогу
Показать / написать / закрыть комментарий(ии)